доступно. эффективно. профессионально.
Малеванный Александр Евгеньевич врач остеопат
19.04.2022
2 мин. чтения

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность. Диагноз, от которого мамам становится не по себе

Как минимум, потому что одно только определение «дефицит внимания» уже протягивает обвинительный приговор. Родила — а за ребенком не смотришь!


Сразу поясню: в данном смысле синдром — это набор похожих симптомов, которые проявляются (в том числе) при дефиците внимания, но это не значит, что у исключительно внимательных и заботливых родителей не может быть ребенка с гиперактивностью.


Откуда она берется? Из повышенной активности нервной системы. Более того, СДВГ — это не одна-единственная болезнь, а три разных симптомокомплекса:

Первый тип — только «дефицит внимания»

Второй — только гиперактивность

Третий — все вместе.

В целом — проблема не в родителях априори, а в физиологии ребенка. У которого нарушен баланс разгоняющей и тормозящей структуры нервной системы, а уж по каким причинам такое случилось — берем и разбираемся вдумчиво.


В классической схеме, конечно, обычно начинают с психологической работы (промывания мозгов родителям), потом будут пытаться наладить отношения ребенка с обществом, когда ничего не поможет — выпишут таблетки.


Что наблюдаю на приемах я: например, это просто нормальный активный ребенок, у которого много энергии. Много по мнению того, кто диагноз поставил. Если, допустим, ребенок холерического темперамента, а уставшие от этого бега по потолку родители — оба флегматики. И «диагност» попался уверенный меланхолик. В глазах всех взрослых ребенок однозначно гиперактивен. В реальности — абсолютно здоров, просто энергичная особь.


Что еще бывает: именно с помощью ярких проявлений гиперактивности ребенок пытается «достучаться» до родителей, не зная, как еще обратить их внимание на те проблемы, которые он еще не умеет формулировать. То есть снова здоров, и проблема — не в физиологии, а в выражении эмоций, которые не нашли других проявлений.


Поэтому первое, что действительно стоит сделать — это определить, с чем мы имеем дело: с патологией или вариантом нормы (или вполне решаемой проблемы дискоммуникации). А именно — выясняем, как давно стали развиваться симптомы.

Были ли при рождении травмы, гипоксия, кесарево сечение — любые отклонения от естественного процесса родов могут стать причиной повреждения регуляторов нервной системы. Тогда да, физиология, которую видно сразу, еще в младенческом возрасте.

Если гиперактивность появилась вдруг — обычно в 2-3 года, то уже надо «копаться», что произошло в этот период в семье. Развод, переезд, детский сад, смерть бабушки, появление младшей сестры.

Любое триггерное событие, на которое у ребенка просто не было понятной для самого себя реакции. Как итог — любые другие триггерные события, даже куда меньшей силы, могут вызывать симптоматику гиперактивности или дефицита внимания.

В этом случае корректировать поведенческие особенности нужно действительно «в четыре руки» - с помощью остеопатии и психологической работы.

Если же мы имеем дело только с физиологией, то потребуется регуляция нервной системы. Для этого используется так называемая краниосакральная терапия.

Что означает это красивое, почти мистическое название, как такое воздействие проводится и что дает — написал отдельно, можно найти в предыдущих заметках.

А пока кратко: это воздействие на ткани черепа и позвоночника, то есть основных «носителей нервной системы». Позволяет сбалансировать телесные и психические реакции, успокоить и значительно улучшить качество жизни маленького человека.
25